Тип работы: Презентация
Предмет: География
Страниц: 7
Год написания: 2015
Учебная работа № 374129. Тема: Презентация Лексема Белянка
Выдержка из подобной работы
Особенности функционирования лексемы look в американской художественной прозе
…..меет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности,
связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций:
существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и
придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых
детей” [8, 22]. В 18-м веке на связь лингвистики и социологии обратили внимание
философыматериалисты Франции. В трудах Дидро, Кондильяка, Ламетри, продолживших
линию Ф. Бэкона, Т. Гоббса и Дж. Локка, язык определялся не только как орудие
мышления (Декарт, Лейбниц), но и как средство общения. В дальнейшем подход к
языку как к общественному явлению остается характерной чертой французской
лингвистики, а также получает развитие в России, где, начиная с трудов В.М.
Ломоносова, язык тоже определяется, прежде всего, как средство общения.
К
выдающимся социолингвистам первой половины 20-го века относятся И.А. Бодуэн де
Куртенэ, Е.Д. Поливанов, Л.П. Якубин-ский, В.М. Жирмунский, Б.А. Ларин, А.М.
Селищев, Г.О. Винокур в России; Ф. Брюно, А. Мейе, П. Лафарг, М. Коэн во
Франции; Ш. Балли и А. Сешэ в Швейцарии и другие. Им принадлежит ряд идей, без
которых современная социолингвистика не могла бы существовать. Это, например,
идея о том, что все средства языка распределены по сферам общения, а деление
общения на сферы имеет в значительной мере социальную обусловленность (Ш.
Балли); распространение методов, применявшихся при изучении сельских диалектов,
на исследование языка города (Б.А. Ларин) и др. [2, 15]. Характерной чертой
социолингвистики второй половины 20-го столетия является переход от работ
общего плана к экспериментальной проверке выдвигаемых гипотез, математически
выверенному описанию конкретных фактов. При этом преобладает синхронический
аспект, который подразумевает анализ связей между элементами структуры языка и
элементами структуры общества. Синхронный подход позволяет более четко и
наглядно сформулировать исходные эвристические постулаты и показать специфику
социолингвистического подхода к языку [7, 34]. В работах предшествующего периода
чаще рассматривалась связь эволюции языка с развитием общества, т. е. для этих
работ был характерен диахронический подход.
Термин
“социолингвистика” ввел в научный оборот в 1954 г. американский социолог Г.
Карри, однако вопрос об определении социолингвистики и о ее предмете пока не
решен. Существует узкое и широкое понимание социолингвистики. Узкое определение
мы находим у В.М. Жирмунского, который представляет социолингвистику как
социальную дифференциацию языка в синхронии и диахронии [4, 14]; у В.А. Аврорина,
который считает, что единственным специфическим объектом изучения в пределах
этого направления может быть “функционирование языков и характерные для
этнических коллективов языковые ситуации” [1, 10] и у других авторов.
За
широкую предметную область социолингвистики выступают Ю.Д. Дешериев, Л.Б.
Никольский, А.Д. Швейцер, У. Брайт, О.С. Ахманова, А.Н. Марченко и другие
лингвисты. Например, У. Брайт считает предметом этой дисциплины рассмотрение
связей между социальной и языковой структурами, их совместное варьирование [11,
175]. С определением У. Брайта не соглашаются О.С. Ахманова и А.Н. Марченко. По
их мнению, предметом социолингвистики является как функционирование языка, так
и его устройство, определяемое особенностями функционирования.
Такое
многообразие точек зрения говорит о том, что по данному вопросу пока нет
единого мнения и что одна из основных проблем социолингвистики – определение ее
предмета – находится в стадии рассмотрения.
Обратимся
к анализу методов социолингвистических исследований. Нас, прежде всего, будет
интересовать социолингвистический анализ лексико-семантического уровня. Такой
анализ можно вести в различных направлениях. Чаще всего лексико-семан-тическая
система языка исследуется с то…