Тип работы: Презентация
Предмет: Банковское дело
Страниц: 13
Год написания: 2017
Учебная работа № 377636. Тема: Влияние ключевой ставки на состояние российского банковского сектора на современном этапе
Выдержка из подобной работы
Специальная тема номера: бурханизм. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае
…..нально-культурной регенерации) возникло множество организаций, ставивших
своей задачей развитие алтайской духовности. В 1992 г. проходит юридическую
регистрацию объединение алтайских буддистов “Ак Буркан” (“Белый
Бурхан”), хотя фактическое образование и начало работы объединения
относится к 1991 г. В том же 1991 г. появляется организация “Эне
тиль” (“Мать-язык”), в начале 1990-х годов – объединение
“Тенери” (“Небо”), в 1995 г. – “Ак санаа”
(“Белые помыслы”), в 1996 г. – объединение народных целителей
“Ак сус” (“Белый источник”, “Благо”), а позднее –
“Умай-эне” (“Мать Умай” – от имени популярного
тюрко-монгольского божества) и другие организации.
Не
все из возникших в указанные годы организаций дожили до сегодняшнего дня. Но
наиболее известные и активные (“Ак Буркан”, “Тенери”,
“Эне тиль”) продолжают играть заметную роль в религиозной и
общественно-политической жизни республики. Появились и новые организации. В
первую очередь следует назвать объединение “Ак дьанг” (“Белая
вера”), созданное в конце 1990-х годов и особенно активизировавшееся в
последние годы. Кроме того, существует несколько групп, сложившихся вокруг
наиболее известных из нынешних лидеров народных культов – билер-кижи (знающих
людей). И хотя, как правило, такие группы юридически не оформлены, они также
пытаются влиять на общественную жизнь республики. Практически каждое из
объединений этого разнородного соцветия считает себя истинным продолжателем
бурханистской традиции.
В
отечественной науке в качестве названия для религиозного феномена, возникшего
на Алтае в 1904 г., прочно закрепился термин “бурханизм”. Этого уже
ставшего традиционным названия, пожалуй, целесообразно придерживаться и впредь,
хотя следует иметь в виду, что на Алтае “новую веру” предпочитают
называть ак дьанг, или сют дьанг (букв, “белая вера”, т.е. светлая,
праведная, или “молочная вера”). Тогда, в 1904 г., на заре
возникновения бурханизма название ак дьанг было призвано подчеркнуть
принципиальное отличие новой веры от ранее господствовавшей – шаманизма,
который стали именовать кара дьанг (“черная вера”, т.е. темная).
Не
вдаваясь в подробное описание событий весны-лета 1904 г., обозначивших рождение
нового религиозного явления – бурханизма, коротко остановимся на некоторых
узловых моментах. В мае 1904 г. среди кочевавших в горах западного Алтая по р.
Кырлык “калмыков” разнеслась весть, что местным жителям – Чету
Челпанову и его приемной 12-летней дочери Чугул Сороковой – явился Бурхан,
легендарный царь Ойрот, “который вскоре восстановит под своей властью
калмыцкое царство” (Бурханизм 1991: 91).
Здесь
необходимо отметить, что в российских документах той поры коренных жителей
Алтая – алтайцев – называли “калмыками”. Иногда их именовали
“горными калмыками”, “порубежными калмыками”,
“алтайскими калмыками”, “белыми калмыками” (в отличие от
“черных калмыков” – монголоязычного населения Джунгарии и Западной
Монголии). Как известно, алтайцы – тюркоязычный, а калмыки – монголоязычный
народ. Но в период существования Джунгарского ханства и те, и другие входили в
его состав. Это, очевидно, и явилось причиной, почему за жителями Алтая
сохранялось название “калмыки”.
Взволнованные
вестью о скором приходе Ойрот-хана, с мая 1904 г. в логу Теренг (Глубокий, но,
как утверждают местные знатоки, его следует называть Тором, от алтайского слова
тор – “почетное место”) вокруг ставки Чета стали собираться алтайцы.
Для Челпанова поставили особую – большую 12-решетчатую, крытую белым войлоком –
юрту. “Тут в логу калмыки каждый день совершали общие моления, поклонялись
Бурхану, солнцу, луне и Алтаю, жгли на сложенных из камня возле юр…