Тип работы: Презентация
Предмет: Банковское дело
Страниц: 13
Год написания: 2017
Учебная работа № 377636. Тема: Влияние ключевой ставки на состояние российского банковского сектора на современном этапе
Выдержка из подобной работы
Специальная тема номера: бурханизм. Влияние монгольского буддизма на формирование и развитие бурханизма на Алтае
…..нально-культурной регенерации) возникло множество организаций, ставивших
своей задачей развитие алтайской духовности. В 1992 г. проходит юридическую
регистрацию объединение алтайских буддистов «Ак Буркан» («Белый
Бурхан»), хотя фактическое образование и начало работы объединения
относится к 1991 г. В том же 1991 г. появляется организация «Эне
тиль» («Мать-язык»), в начале 1990-х годов — объединение
«Тенери» («Небо»), в 1995 г. — «Ак санаа»
(«Белые помыслы»), в 1996 г. — объединение народных целителей
«Ак сус» («Белый источник», «Благо»), а позднее —
«Умай-эне» («Мать Умай» — от имени популярного
тюрко-монгольского божества) и другие организации.
Не
все из возникших в указанные годы организаций дожили до сегодняшнего дня. Но
наиболее известные и активные («Ак Буркан», «Тенери»,
«Эне тиль») продолжают играть заметную роль в религиозной и
общественно-политической жизни республики. Появились и новые организации. В
первую очередь следует назвать объединение «Ак дьанг» («Белая
вера»), созданное в конце 1990-х годов и особенно активизировавшееся в
последние годы. Кроме того, существует несколько групп, сложившихся вокруг
наиболее известных из нынешних лидеров народных культов — билер-кижи (знающих
людей). И хотя, как правило, такие группы юридически не оформлены, они также
пытаются влиять на общественную жизнь республики. Практически каждое из
объединений этого разнородного соцветия считает себя истинным продолжателем
бурханистской традиции.
В
отечественной науке в качестве названия для религиозного феномена, возникшего
на Алтае в 1904 г., прочно закрепился термин «бурханизм». Этого уже
ставшего традиционным названия, пожалуй, целесообразно придерживаться и впредь,
хотя следует иметь в виду, что на Алтае «новую веру» предпочитают
называть ак дьанг, или сют дьанг (букв, «белая вера», т.е. светлая,
праведная, или «молочная вера»). Тогда, в 1904 г., на заре
возникновения бурханизма название ак дьанг было призвано подчеркнуть
принципиальное отличие новой веры от ранее господствовавшей — шаманизма,
который стали именовать кара дьанг («черная вера», т.е. темная).
Не
вдаваясь в подробное описание событий весны-лета 1904 г., обозначивших рождение
нового религиозного явления — бурханизма, коротко остановимся на некоторых
узловых моментах. В мае 1904 г. среди кочевавших в горах западного Алтая по р.
Кырлык «калмыков» разнеслась весть, что местным жителям — Чету
Челпанову и его приемной 12-летней дочери Чугул Сороковой — явился Бурхан,
легендарный царь Ойрот, «который вскоре восстановит под своей властью
калмыцкое царство» (Бурханизм 1991: 91).
Здесь
необходимо отметить, что в российских документах той поры коренных жителей
Алтая — алтайцев — называли «калмыками». Иногда их именовали
«горными калмыками», «порубежными калмыками»,
«алтайскими калмыками», «белыми калмыками» (в отличие от
«черных калмыков» — монголоязычного населения Джунгарии и Западной
Монголии). Как известно, алтайцы — тюркоязычный, а калмыки — монголоязычный
народ. Но в период существования Джунгарского ханства и те, и другие входили в
его состав. Это, очевидно, и явилось причиной, почему за жителями Алтая
сохранялось название «калмыки».
Взволнованные
вестью о скором приходе Ойрот-хана, с мая 1904 г. в логу Теренг (Глубокий, но,
как утверждают местные знатоки, его следует называть Тором, от алтайского слова
тор — «почетное место») вокруг ставки Чета стали собираться алтайцы.
Для Челпанова поставили особую — большую 12-решетчатую, крытую белым войлоком —
юрту. «Тут в логу калмыки каждый день совершали общие моления, поклонялись
Бурхану, солнцу, луне и Алтаю, жгли на сложенных из камня возле юр…